Скажу сразу – с игровой серией «Divinity» знаком очень не близко. Скорее, если брать пространственно-временной континуум, то мы друг для друга находимся на горизонте событий. Вроде и существуем оба, а вроде и никогда не встретимся. Впрочем, не совсем справедливо. Был у меня все же опыт с этой серией, но крайне неоднозначный. Хватило часа на полтора, потом пришел к нехитрому мнению, что попавшаяся мне в руки поделка – похожа на недоношенный клон героев меча и магии от «этой восточной страны». Следовательно, и эта игра долгое время также обходила меня стороной. Да и при явном недоборе в маркетинге, даже для многих критиков и просто любителей игр – она прошла мимо. Будем исправлять недопущение!
Жанровые конвульсии.
Без лишних слов, жанр игры – практически невозможно точно определить. Если рассматривать игру с разных сторон и цепляться к отдельным аспектам, то ее можно разбить на такие жанры, как: - Стратегия в реальном времени – Старкрафт, Время Империй и прочие; - Настольная, пошаговая стратегия – Риск, Герои и прочие; - Ролевая игра – здесь она проявляется в прокачке главного героя и его орудий нанесения добра и насаждения справедливости; - Менеджмент – политический, экономический и социальный имеет место быть; - Назовем жанр «кровавой баней» - в лучших традициях того же Прототипа; происходит на карте во время режима стратегии в реальном времени нажатием одной, волшебной кнопочки – кнопочки трансформации. В целом, список можно продолжать и дальше. И хотелось бы на каждом из пунктов остановиться чуть подробнее. Но, для начала – немного о сюжете.
Сюжет.
Мы – сын великого императора. Один из его отпрысков, если быть точнее. Но, как это часто бывает, – отец умер, а детишки – сражаются за трон, нанося хаос миру. Остановить их и скушать трон – наша первостепенная задача. С помощью мудрого мага, друга нашего отца – мы ступаем на борт «Ворона», летающей футуристичной крепости, выполненной в чем-то среднем между киберпанком и стимпанком. И здесь – сразу хотелось бы отметить важные особенности, которые уже могли броситься в глаза. Во-первых – стимпанк и киберпанк стоят в одном абзаце с магом. Во-вторых – я опустил две важные детали. Игрок – дракон! Точнее «рыцарь-дракон», но, кому какое дело до формальностей? И о тот божественный момент, когда дают первый раз полетать на карте за себя любимого! Управление шикарное, адаптировано для клавиатуры просто изумительно. Все работает гладко, даже легкий блюр во время ускорения не раздражает. Ускорения, да. Мы же не просто дракон. Мы – дракон с чертовым реактивным ускорителем на спине! Антураж – фентезийный, перемешанный со стимпанком и киберпанком. Например, наш механик – имп. Среди наших советников – некроманты, эльфы, ящеры. Один ящер – даже является одним из четырех наших генералов! В общем, как уже понятно – контента в игре просто море. Поэтому, скажу сразу – это стоит опробовать, чтобы понять, о чем именно идет речь. Что деньги, что время – все окупилось вдоволь. Не считая мелочей; таких, как концовки сторонних сюжетных линий или же просто быстрое уничтожение всего живого, как только понял, кого лучше всего использовать в качестве бойцов. Но, это не столь важно сейчас. Не считая политики, выбора невесты, развития наших драконьих навыков, улучшения технологий, помощи генералам и прочих веселых вещей – сюжет делиться на три основных этапа: - Восстановление нашего королевства; - (Следующая карта) раздать добро братьям и сестрам; - (Последняя карта и спойлер!) добить главного злодея. В целом, сюжет схематичен, но не столь нагружен ненужными деталями. То есть, интереса ради – можно даже не пропускать диалоги. Они тут и веселые, и с добротным юмором (которого в игре полно; причем, юмор идет не только от попыток пошутить, но и от вполне серьезных вещей – не хочу ничего испортить, но удовольствия получил море). Все сделано бодро, история не успевает наскучить. Последняя карта вообще при желании может быть пройдена за несколько ходов, если уж совсем хочется закончить и начать свободную игру. Советы по этому поводу дам уже чуть позже.
Стратегия в реальном времени.
Все боевые действия происходят в масштабе «игрок против игрока». То есть, имеются стандартные базы, захватываемые стройплощадки, здания и ресурс (один ресурс всего, рекруты; восполняются автоматически, можно ускорять с помощью постройки цитаделей). И стандартные довольно-таки солдаты, выполненные в стимпанковском и футуристическом стилях. За стилистику было немного обидно, если честно. Учитывая, что сеттинг – все же больше фентезийный, чем какой-либо другой – можно было сделать уклон больше именно на фентези. То есть да, эльфийских лучников, гномов со щитами и секирами, да и всех прочих – очень даже не хватает. Надеюсь, что в дальнейшем – эта серия будет только расти, и подобное разнообразие – также будет иметь место. Возвращаясь к стратегии. Все в лучших традициях: захватываем стройплощадки, строимся, копим армию. Враг в это время делает то же самое (не считая третьей карты, но не будем о трудном). Как только в своей армии игрок уверен – устраиваем вылазку. Враг, если не сделал первый шаг самостоятельно, это видит и начинается сражение. И здесь – начинается самое интересное. И самое любимое мое занятие на протяжении всей игры! Скажу честно, на середине второй карты – уже просто отбросил идею о накоплении армии, и сосредоточился на своем драконе. И это окупилось! В начале сражения, в течение шестидесяти секунд – ждем счетчик. Как только циферки сменяет иконка с драконом – начинается веселье. Отправляем наши войска штурмовать центральную крепость и превращаемся в огнедышащего монстра, наносим хаос и разрушение! Ракетный ускоритель – наш лучший друг. Как только здоровье падает, он – единственное, что может спасти нашу драконью задницу от полного уничтожения. Улетаем, восстанавливаемся, можно попутно поубивать одинокие отряды врага веселья ради. И продолжаем сеять разрушение, возвращаясь обратно в пучину битвы. Что примечательно, карты с боевыми действиями в реальном времени – хоть и крупные, но с ускорением дракон пролетает секунды за две-три. То есть, практически мгновенно можно переместиться в любую точку сражения и выиграть для своих боевых машин немного времени или же просто спасти их, прилетев в нужный момент и убив трудного для них врага. Кстати, о «картах». В игре также присутствует такой приятный момент, как тактическая колода карт. Грубо говоря, в начале сражения нам предлагают три варианта: - Отправить одну армию на поле боя; - Отправить одного из своих генералов и армию на поле боя, но придется заплатить генералу немного золота; - Броситься в пучину битвы самому и, превратившись в дракона, сжечь врага с лица земли! Во всех трех случаях – нам доступно дополнительно пять карт из нашей колоды, которые помогут нам сражаться. Одни – улучшают дракона, даря ему навыки, которые у нас еще не открыты по сюжету. Другие – взывают к помощи наемных войск, переходящих под наше командование. Третьи – улучшают наши войска, или же делают вражеские слабее. Также, есть дополнительный вид карт, который применяется на карте самой кампании – саботаж, геноцид и прочие. Вариантов много, всю колоду исписывать – очень долго. Главное, что здесь разработчики постарались и предоставили широкий спектр возможностей. Ближе к середине игры, большая часть сражений – будет все же проводиться в автоматическом режиме. Причина очень даже простая – они занимают много времени. И чтобы насладиться остальными аспектами замечательной игры – его может просто не хватить. Так что да, «вперед войска, держу за вас драконьи кулачки!» – имеет место быть.
Карта кампании.
Упомянутая ранее пошаговая, настольная часть игры. Войска копятся не только в режиме активной стратегии, но и в основном режиме. На мостике нашего верного «Ворона» - под голубым куполом скрывается эта самая карта. В городах нанимаются войска, которые мы смело отправляем в бой, крошить супостатов и захватывать новые земли. Замечательный пример подобной механики – старая настольная игра «Риск», породившая массу виртуальных поделок того же типа. Накопи цифру больше, чем у врага и отними его ячейку земли. Повтори процесс. При всей скромности и простоте, иногда доставляет немало хлопот, если враги решают объединить усилия и броситься на нас коллективно. Также на карте кампании – можно строить здания (одно здание на одной ячейке). Золотые прииски, академии, таверны, заводы. Советую каждую клеточку – соединять с клеточкой, на которой есть завод. Впрочем, советы уже будут потом.
Политика и «Ворон».
Очень полюбившаяся мне часть «командора» - это ведение социальной деятельности. На нашем корабле, помимо нас, проживают: - Политические советники; - Генералы; - Механик имп; - И престарелый, белый маг; - Ну и сам Ворон, но это уже спойлер. Последние три – доставляют радость крайне редко. А вот генералы… Собственно, о них. Всего их четверо: лесбиянка, феминистка, брутальный мужлан-алкоголик с крутой механической рукой и самовлюбленный ящер. Команда что надо, и сюжетные линии за них крайне радуют на протяжении всего прохождения игры. К слову, наши решения и выбор в диалогах – очень сильно скажутся на том, как наши генералы будут к нам относиться. Также, это повлияет на их боевую мощь и оплату. Поэтому, следует думать, кому и как помогать. В противном случае, нужный генерал, не вовремя обиженный на нас – может плохо сыграть на боевой ситуации. Не критично, и веселья ради – можно даже их побесить время от времени. В целом, лучше всего – экспериментировать и получать удовольствие, критических изменений в прохождении все равно не будет. А вот политика – вещь крайне важная. На первых парах не столь заметно, но уже на второй карте, где идет разделение территорий по расам – бонусы от хороших отношений вполне ощутимы. В нашем тронном зале – живет пять советников: набожная нежить, хиппи-эльфы, меркантильные гномы, либералистические ящеры и стремящиеся к научному прогрессу, научному тоталитаризму даже импы. Каждое решение – так или иначе, затрагивает все пять диаспор. И голосования, с выслушиванием точки зрения каждого из пяти советников – вещь захватывающая, интересная, да и сильно влияет на прохождение игры, как таковой. Помимо этого, в начале второго акта – нам на выбор будет предоставлено четыре невесты. И слава семи богам, импы не предложили свою красавицу. Как потом нам объяснил наш имп-советник, их принцесса уже нашла себе другой замок, и нам очень не повезло. Печалька, что уж там. И принцессы – радуют не меньше, чем сами политики. Стеснительная милашка, девушка скелет. Гнома с большой, дородной грудью и большим интересом к финансам. Холодная стерва, ящерица. И прекрасная, жизнерадостная, наивная эльфийка. Из четырех – самой интересной мне показалась ящерица, и помогать ей вести судебные дела – также доставило массу удовольствия. В остальном же – у каждой из принцесс есть свои, дополнительные, сюжетные линии, с различными исходами. Как видел в сети – в одном из вариантов, можно даже принести в жертву прекрасную, молодую женщину, которая станет телом для нашей некромантши. Также, от выбора принцессы – зависит антураж покоев королевы. То есть да, даже в таком небольшом аспекте – огромная вариативность, есть с чем побаловаться.
Советы по прохождению.
- Перед тем, как добить последнего врага в акте и забрать его столицу – следует накопить денег в казне. В противном случае, начинать следующий акт – очень трудно и проблематично. Осуществимо, но приходится выжидать по несколько ходов, вплоть до нескольких десятков ходов даже, дабы вернуть боеспособное состояние нашему королевству. - Баловаться с предложениями «Ворона» - сам не рискнул. Очень уж он подозрителен. Так что, тут – на свой страх и риск. В целом, и без него проходится все достаточно успешно. А он – может лишь под конец обидеть игрока, испортив впечатление тем или иным способом. - Из двух зол – выбирать меньшее. Поскольку у нас пять советников, мнения в большинстве случаев имеют соотношение два к трем. Можно, конечно, строить «империю своей мечты», но я предпочел более спокойный вариант, и выбирал то, за что большинство стояло горой. Собственно, во втором и третьем акте – несколько раз поблагодарил семь богов за эту мысль. Ибо хорошие отношения со всеми народами – благоприятно сказываются на военном положении на той или иной территории. - Драконьи академии – в топку. Заканчивал игру с четырьмя тысячами очков исследований из-за этого, которые некуда было деть. Лучше всего – строить таверны из генераторов карт. Наемные войска – лучший друг для автоматического боя. - Творческий подход в выборе принцессы. Можно, конечно, не заморачиваться и взять эльфийку. Она уже нас любит, добиваться ее не придется. С остальными – так или иначе, играть веселее и приходится немного да помучиться прежде, чем удастся добиться их расположения. - Истребители. Как по мне, так это – самая лучшая боевая единица в игре. Может перемещаться между островами без транспорта, принимать участие в морских боях без особых проблем. Боевая мощь их – тоже на высоте. Единственный минус – захватывать землю с их помощью не выйдет. Так что придется с собой таскать на транспорте небольшой отряд каких-нибудь дешевых наземных войск. Не проблематично, да и явно приятнее, чем держать несколько транспортов. - Не терять себя. Мы – император. Мы – наследник престола. Даже при всем желании угодить всем и каждому – всегда останутся недовольные, и стоит об этом помнить. Помнит об этом и игра, и регулярно напоминает об этом. Так что, выбираем сердцем – кто больше нравится, тех и держимся. - Из трех драконов в начале – выбираем дракона с аурой вампира. Выглядят они совершенно одинаково в бою, а пользы от этой ауры – больше, чем от армии даже. С ее помощью, можно спокойно превращаться в дракона и оставлять войска далеко позади. При скорострельном ведении огня – здоровье восполняется очень даже заметными темпами. - Насчет дракона – лучше всего сразу открывать все доступные пассивные навыки. Держать в активных под конец игры – только столп пламени и атомный взрыв (не помню точно, как он называется; сердце битвы, кажется). Оба – полезны, выносят все живое. А с набором пассивных навыков – вынести нас уже будет практически невозможно. По крайней мере, до тех пор, пока мы ведем обстрел. Вампир же.
Итог.
Дико, люто, всеми конечностями советую ознакомиться с этим творением. Практически каждый игрок – найдет здесь для себя что-нибудь интересное, любимое и просто «свое». От антуража – до жанров, от механики… кстати, о ней. Когда читал об игре – боялся за полеты. Опыт прошлого и пилотирование самолетов в играх – намекало на очередной ужас в этой сфере. Однако здесь все выполнено настолько гладко, что даже никогда не «летавший» игрок – сходу схватит управление. Перемещение, как обычно – стрелки, буквы, кто как привык. Вперед, назад, лево и право. Мышкой – крутим камеру. В зависимости от угла камеры – дракон будет двигаться под выбранным углом. С первого же полета, механика сразу заставляет в себя влюбиться и получать удовольствие от процесса.
Впрочем, есть небольшой минус – вторичные сюжетные линии не бесконечны. Все мои попытки искусственно растянуть игру, чтобы увидеть «все» - кончились лишь тем, что сюжет с женой закончился. Политика шла дальше, и даже боюсь представить, сколько у них там политических вопросов заготовлено, ибо заканчивал игру на пятьсот каком-то по счету ходе. Но, это уже лишнее. Спасибо за внимание. Напоследок, еще раз напомню – игра эта из разряда «нужно поиграть». Уделить пару-тройку (если выйдет так мало) свободных вечеров и получить массу удовольствия.