До этой части – с серией знаком был только по отзывам в сети, ходовым мемам, некоторым видео и по мобильной версии игры. Собственно, объективного мнения относительно роста или упадка серии – также не смогу высказать. По этому, предупреждаю заранее: для любителей серии и считающих, что «предыдущие части были лучше, а ты просто ничего не понял, поэтому тебе понравилось» - просьба отнестись с пониманием.
Отношение к жанру в целом.
Прежде, чем приступить к игрушке – стоит все же пару слов сказать о собственной горячей любви к жанру стратегий. В частности – к экономическим песочницам (аки Анно, Гильдия и иже с ними). Я их дико обожаю, могу просидеть несколько дней подряд, при этом просто наблюдая за тем, как развиваются мои города и бегают циферки по экрану. Следовательно, и в эту игру решил поиграть лишь благодаря дополнению «Смелый новый мир», в котором можно одержать победу практически не участвуя в сражениях.
Смелый новый мир.
Не знаю, что там было в предыдущих частях, но от этой – в дичайшем восторге. Первый заход начался в шесть вечера в понедельник. Ближе к полуночи решил, что пора закругляться. Свернул игру уже только ближе к двум часам… дня. Собственно, это двадцать часов непрерывного тыканья мышкой на одной карте. На одной! При этом закончил я ее только на следующий день! И то благодаря тому, что решил закругляться и разнес все к чертям атомными бомбами. Во втором заходе отключил все варианты победы, кроме общей. Максимальная карта, максимальное число врагов. И вперед, покорять мир за Русь-матушку! Если сложить все время, потраченное на карту – выйдет порядка шестидесяти часов. Шестьдесят гребанных часов на всего лишь одну игру! При этом ограничил себя в использовании войск, тупо копил деньги и скупал города у других цивилизаций. Культурный захват сделать не получилось; как его сделать – пытался найти руководство в сети, но все равно остается для меня загадкой. Тем не менее, скупая города и города-государства благодаря венецианским торговцам – наконец смог добраться до победного конца, разбомбив Польшу и Корею под конец. Ибо игра уже начала ловить глюки из-за передозировки отрядов и городов на карте.
Игровой процесс.
Делится, в принципе, он на три крупных части. - В первой – осматриваемся, быстро хапаем себе как можно больше территории. Знакомимся с соседями, разведчиков пускаем в далекие и веселые бега по карте. - Во второй – находим оставшихся врагов, кушаем все больше территорий. Тут действия уже будут варьироваться в зависимости от выбранной игроком стратегии: либо начинать потихоньку скупать города компьютера, либо копить армию и захватывать их. Принципиальное различие же в том, что в случае со скупкой городов – меньше шансов нарваться на неприятности. Сиди себе в столице и кушай прилегающие территории. Если еще и культуру с религией успеть развить – проблем никаких не составит. Мой подлый, коварный мозг в процессе захвата мира – еще и религиозный мир успел захватить. Наша славная религия «Атеизм» крепко держалась в ста восьми городах. На втором месте шло православие, выжившее лишь в шести городах. Остальные религии – канули в лету. - В третьей – добиваем, что осталось. Здесь игроку уже принадлежит большая часть мира, и остается только добить/скупить врага. Такой, период «доигрывания», если можно его так назвать, в котором уже сам же искусственно оттягиваешь сладкий миг победы, лишь бы сыграть «еще… один… ход». Можно при этом устраивать «блиц» и с первых же минут бежать сломя голову, вперед, захватывать мир. Делать так, однако, не советую – можно успеть нажить себе врагов, а не развитую цивилизацию объединенные силы двух-трех наций захватят на раз-два.
Немного лишней воды сверху.
Хочется отметить графическое и музыкальное оформление игры. Графика – для своего жанра удивительная и шикарная, радует глаз даже на минимальных настройках (на которые пришлось переключиться из-за появившихся лагов; гигантская карта, все такое). Анимации гладкие, персонажи – прорисованы интересно. Отряды – так же шикарны. За музыкальное сопровождение игре – и вовсе отдельный поклон. Игры такого жанра обычно ставятся в «беззвучный» режим через два-три часа. Здесь же, за все потраченное время (в скопе около восьмидесяти часов) – желание подобное даже не успело появиться. Сопровождающие игрока мелодии спокойные, не раздражают, и при этом прекрасно передают атмосферу происходящего на экране. Не знаю, так ли это, но даже показалось, что музыка меняется в зависимости от тактики игрока. Если тот идет вперед напролом – музыка более бодрая и живая. В моем случае – большую часть времени провел со спокойной, приятной мелодией на фоне. Возможно, это просто так совпало в моем прохождении, но сильно порадовало при этом. Также и сама система с очками религии, исследований, культуры и прочего – сильно взбодрила. Много интересных циферок, которые меняются с каждым ходом. В лучшую или худшую сторону – зависит от того, как ты сам же действовал в предыдущем ходу, и как это отразилось на ситуации в мире в целом. Опять же, в диком восторге от такого обилия вкусностей.
Вердикт.
Стоит ли играть? Попробовать – да. Затянет или нет – трудно сказать, но может оттолкнуть наличие достаточно высоких требований игры к ресурсам компьютера. На маленьких картах это не так заметно, а вот если играть в режим «все по максимуму» - проблемы возникнут ближе к середине карты. В целом, это может испортить впечатления. В остальном же – с радостью бы посоветовал всем и каждому. Последнее время все чаще попадаются игры, которые можно пройти за вечер-другой и навсегда о них забыть. Тот же «Dragon Commander», которого забросил временно как раз из-за Цивилизации – поначалу вызвал массу приятных ощущений. Тем не менее, треть игры прошел за первый же вечер, и это слегка грустно.