Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Какой у вас знак зодиака?
Всего ответов: 54

Главная » Статьи » Вне категорий » Вне рубрик

Влияние музыки на психику молодежи

Психологи утверждают, что воздействие музыки на психику связано с совпадением или несовпадением ее ритма с внутренними биоритмами человека. Кроме того, музыка может напрямую воздействовать на биохимические процессы в организме. Исследования, проведенные профессором С.Э. Шнолем в Институте биологической физики АН СССР в 1968 году, доказали, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, числа оборотов соответствуют частотным характеристикам музыкального звукоряда.

Исследования по нейрофизиологии показывают, что трехсекундный временной интервал отображает одно из основных свойств мозга: информация, поступающая в мозг от различных органов чувств, приводится к единому виду и синхронно пересылается на дальнейшую обработку. Этот период определяет средний ритм дыхания человека, он кратен сердечным систолам и сокращениям поперечно-полосатых мышц, что и определяет связь с ритмом движений. Любая физическая и эмоциональная нагрузка, любая болезнь приводят к нарушению этого ритма. Организм при этом вынужден затрачивать дополнительную энергию. Человек не может долго находиться в состоянии сильного отклонения от оптимального ритма - его энергетические запасы не беспредельны. После некоторого предела никакое волевое усилие не может заставить организм поддерживать повышенный ритм - включаются механизмы блокировки. Интересно, что в среднем через каждые 3 секунды происходит частичная или полная остановка в песне, в танце, даже в бою. Так песенное и музыкальное сопровождение в традиционной культуре связано с глубочайшими нейрофизиологическими константами. Это помогает обеспечивать устойчивое психофизиологическое состояние и выполнять коррекцию отклонений от нормы.

Наши предки не знали нейрофизиологии, но использовали психофизиологические ритмы в жизни, современники знают про эти константы, но не используют их. Уже в древние времена люди ощутили гармонизирующее влияние ритмичных и мелодичных звуков. Вне ритма не может существовать и мелодия. Музыка примитивных племен состоит практически только из ритма. Впоследствии стали использовать всевозможные виды ритма различного характерного звучания, или тембра, например, барабаны разных размеров, бубны и т.п. Шаманская ритуальная музыка и музыка для кремации у народов, исповедующих индуизм и буддизм, основана прежде всего на ритмике. Ритмичные монотонные звуки способны возбуждать глубинные структуры мозга, действуя на психику слушателя на подсознательном уровне. Эти ритмы и произносимые на их фоне слова мантры способствуют не только возвышению духа человека, но и общению с духами природы, душами живых и умерших людей, одухотворяя одних и умиротворяя других. Такая возвышенная душа, в свою очередь, благотворно влияет на физическое тело, гармонизируя работу внутренних органов. Энергетические поля звуковых вибраций на физическом уровне оказывают воздействие на каждый орган, на каждую клеточку человеческого организма. Определенная последовательность звуков, комбинация ритмов, тонов и полутонов звучания рождает неисчислимое множество различных вариантов, каждый раз создавая своеобразную, уникальную мелодию. Звук называют музыкальным, если изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, повторяется регулярно, через определенные промежутки времени, в отличие от шума, когда акустическое давление изменяется беспорядочно. Мелодия является основным, важнейшим средством музыкальной выразительности. Мелодическое звучание музыки пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы, убеждения, что влияет практически на все жизненно важные функции организма, прежде всего на нервную систему, дыхание и кровообращение. Так, при тихих, мелодичных звуках сердце сразу начинает «вслушиваться»: пульс замедляется, сосуды расширяются, артериальное давление уменьшается. Громкая же поп-музыка, как правило, ухудшает состояние не только больных, но и здоровых людей: изменяется ритм сердечной деятельности, вызывая тахикардию и аритмию; поражаются сосуды, приводя к гипертонии; нарушается цикл дыхания, иногда вплоть до возникновения бронхиальной астмы.

Особая взаимосвязь и последовательность объединенных в созвучия тонов создает гармонию. В музыке закон гармонии заключается в том, что ближайшие ноты не составляют созвучного или согласованного интервала. Созвучия формируют музыкальные аккорды - одновременное гармоническое сочетание нескольких (не менее трех) звуков разной высоты. Аккорды своими вибрациями сильнее, чем обычные звуки, воздействуют на слушателя, вызывая чувство гармонии, слияния в единое целое (консонанс) или резкое, неприятное звуковое ощущение (диссонанс). Г. Гельмгольц (1821-1894), немецкий врач и естествоиспытатель, создав теорию резонанса, объяснил возникновение слуховых ощущений. Изучая внутреннее ухо и слух, ученый обосновал законы музыкальной гармонии, развил физическую и физиологическую теорию музыки. По Г. Гельмгольцу, консонанс дает «приятный род нежного и равномерного возбуждения слуховых нервов». Для гармонии в многоголосной музыке особенно важен плавный переход от диссонанса к консонансу как его разрешению. Связанная с этим переходом разрядка напряжения дает особое ощущение удовлетворенности. Это одно из самых сильных выразительных средств гармонии музыки. Периодическое чередование диссонансных подъемов и консонансных спадов гармонического напряжения образует как бы «гармоническое дыхание» музыки, отчасти аналогичное определенным биологическим ритмам: систоле и диастоле в сокращениях сердца, вдоху и выдоху в процессе дыхания и т.п. Музыкально-психологически консонанс по сравнению с диссонансом представляется выражением устойчивости, покоя, отсутствия стремления и возбуждения.

Затухание, уничтожение привязанностей - понятия, определяющие состояние нирваны, к которому стремятся приверженцы буддизма. Гармония - это источник проявления, причина его существования и посредник между Богом и человеком. Она необходима человеческому существу для удержания равновесия в жизни. Существуют три аспекта гармонии: вечный, универсальный и индивидуальный. Вечная гармония - это гармония сознания, к которой стремятся все живущие существа. Сила гармонии влечет человека в двух направлениях: к Бесконечному, универсальному, или к проявлению индивидуального. Большинство людей осознает лишь проявленную гармонию, теряя из виду другое направление. Духовный, мудрый человек считает более важной гармонию с Бесконечным, которую он осознает или осуществляет, сдаваясь на волю Бога, Творца. Мудрец становится зеркалом, отражением Вселенной, где нет таких понятий, как хорошо-плохо, красиво-некрасиво. Поэтому его моральное поведение не всегда совпадает с общепринятой социальной моралью.

Посмотрите, как изначально все гармонично в Природе. Существование суши и воды; смена времен года, дня и ночи; космический порядок звезд и планет, движущихся и действующих по определенному закону; многообразие мира растений, животных и минералов; зависимость одного существа от другого; обособленность, притяжение и ассимиляция пяти элементов - все подтверждает вселенскую гармонию и определенные законы ее существования. С точки зрения человеческой, проявления этих законов не всегда моральны. А как гармонично устроен человек - я не перестаю удивляться этому! И что же мы, люди, сделали и продолжаем делать с природой, со своими душами и организмами, не соизмеряя свои мысли, чувства и поступки с Законами Вселенской Гармонии. Межличностные отношения и взаимное влияние тела и души составляют два аспекта индивидуальной гармонии человека. Даже наслаждаясь удобствами физического тела, душа может испытывать недовольство жизнью. Истинное наслаждение души лежит в любви, гармонии и красоте, результатом которых является мудрость, тишина и покой. Освободив себя от привязанностей, которыми являются любые чувства, страх потерять себя, свое место в обществе, человек вольет в себя столько силы, энергии, любви и радости, что ее хватит на всех. Сделать это возможно только постоянными духовными практиками перепрограммирования своего подсознания, особенно на основе дыхания. Так считают мудрецы Востока.

С этим положением согласны и современные ученые. Как пишет доктор философских и кандидат психологических наук, профессор В.П. Шандыбин (г.Тюмень), «современная наука доказала, что звук производит изменения в частоте колебаний физического тела и тонких тел... Волшебная духовная музыка гармонизирует внутреннее и внешнее пространство человека, сонастраивая его в соответствии с Мировой Волей».

Гармонии жизни можно выучиться таким же образом, как и гармонии музыки. Электромагнитные колебания негармоничной музыки, как и дисгармония в отношениях между людьми, могут, как было отмечено выше, внести дисбаланс в работу органов и систем, изменить частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до его полной остановки. Множество внутренних конфликтов и кризисных ситуаций современного человека нередко является результатом преобладания диссонансов в музыке последних десятилетий. Особенно это характерно для тяжелого рока с его мощными усилителями, «бешеным» ритмом, частым отсутствием мелодии. Рок и рэп, содержащие большое количество ударных ритмов, как выявили ученые (А. Попов, Е. Саволей, 1987; Л. Новицкая, 1984), необратимо разрушают мозговые структуры, действуют на организм человека сродни наркотикам, вызывая наркотическую зависимость, а часто и генетические изменения в клетках. Такие «музыкальные произведения», особенно в стиле рэп, воздействуют, кроме того, ультра- и инфразвуками, которые не воспринимаются человеческим ухом, но прекрасно улавливаются всеми другими органами. Колебания с частотой менее 16 герц называются инфразвуковыми, а свыше 20 тысяч герц - ультразвуковыми. Они не только вносят дисбаланс в работу организма, но и, как выяснили нейрофизиологи, действуют на мозг по принципу «25-го кадра», заглушая сознание. Слова, положенные на такую музыку, программируют психику людей на поступки, обычно им не свойственные, но необходимые ее заказчикам. В наше рыночное время такие воздействия используются, например, менеджерами продаж большинства фирм для продвижения своих товаров или недобросовестными политиками в предвыборных кампаниях - это называется новыми PR-технологиями.

В свое время Сократ (470/469-399 гг. до н. э.) указывал, что простой человек не способен проследить долговременный вред от нововведений в сфере, где вред вытянут во времени. Он говорил, что следует остерегаться даже новой музыки, поскольку она может быть опасна для целостности государства. Подобного мнения придерживался и Л.Н. Толстой. На рубеже XIX и XX веков он писал: «Музыка - государственное дело... Разве можно допустить, чтобы каждый, кто хочет, гипнотизировал один другого или многих и потом делай что хочешь».

Разумеется, не все произведения рок-музыки настолько губительны: в небольших количествах ее воздействие на подсознание способно снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать накопившуюся усталость. А некоторые выдающиеся произведения, имеющие высокую идейность сюжета и правильно выстроенную музыкальную форму, поистине обладают гипнотическим действием в лучшем смысле этого слова: погружаясь в чередование ритмов и мелодических тем, человек отрывается от окружающей действительности и переносится в другие страны, эпохи, культуры. Первая в мире рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда», написанная на библейский сюжет английским композитором Э.Л. Уэббером, наши отечественные рок-оперы «Юнона» и «Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» А. Рыбникова, поставленные в семидесятые годы прошлого века М. Захаровым, произвели ошеломляющее впечатление на умы и души молодежи. Не только советская пресса, но и западные критики отметали музыкальность и запоминаемость мелодий, возвышенность образов и зрелищность постановок, великолепное актерское мастерство исполнения. Эти произведения в настоящее время стали академическим жанром, классикой рока.

Категория: Вне рубрик | Добавил: Spock (02.06.2013)
Просмотров: 1018 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 4
0  
2 Лис   (23.06.2013 23:59) [Материал]
Хм, если правильно помню - то где-то читал, что бегать с музыкой в ушах крайне вредно. Мол, сбивает темп сердца и может только ухудшить результаты тренировок.

А статья - дико интересная и информативная :). Благодарю за релиз. Наконец-то добрался до него :D.

0  
3 Great_Emperor   (24.06.2013 02:40) [Материал]
Смотря какая музыка. Если выбрать музыку ритм которой совпадает с ритмом бега, то все будет замечательно.
Пы.Сы. Когда я добирался с работы до автобуса чтобы успеть в универ (во время сессии, на заочке), то металл в ушах помогал разгоняться и делать достаточно продолжительные рывки во время затяжных и энергичных соляков на гитаре.

0  
4 Лис   (24.06.2013 03:58) [Материал]
Ну, периодически и систематически - тоже разные вещи. Говорю, как есть - с музыкой бегать достаточно вредно, когда она в наушниках прямо в голову тебе играет :).

0  
1 Great_Emperor   (21.06.2013 05:29) [Материал]
"Рок и рэп, содержащие большое количество ударных ритмов, как выявили ученые (А. Попов, Е. Саволей, 1987; Л. Новицкая, 1984), необратимо разрушают мозговые структуры, действуют на организм человека сродни наркотикам, вызывая наркотическую зависимость, а часто и генетические изменения в клетках"
О боги, я мутирую!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Цитатник
Жан Поль

Тот, кто несёт фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идёт следом. ->

Вход на сайт

Категории раздела
Вне рубрик [19]
Необычные места [1]
Конкурсные [1]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024